Кузьма Петров-Водкин

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930).

«Жаждущий воин», 1915, ГРМ
pinterest button

Кузьма Петров-Водкин родился 24 октября(5 ноября) 1878 u& в городе Хвалынск Саратовской губернии, в семье сапожника.

Ещё учась в четырёхклассном городском училище Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками.

В 1893 году он окончил училище. Проработал лето в судоремонтных мастерских, по осени Кузьма отправился в Самару поступать в железнодорожное училище. Но провалился, в итоге он оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова.

Здесь он получил азы живописного искусства. Однако в 1895 году Буров скончался и образование осталось незаконченным.

Позднее Петров-Водкин так вспоминал:

Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер. Он прибыл на Волгу по просьбе своей старой знакомой — помещицы Ю. И. Казарьиной, которая хотела попросить Мельцера выстроить для неё очередной особняк.

Мать Петрова-Водкина, Анна Пантелеевна, работала горничной у сестры Казарьиной и показала архитектору рисунки своего талантливого сына.

Мельцер был весьма поражён такой живописью и увёз Кузьму Сергеевича в Петербург, где дал хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица.

Хвалынские купцы, в том числе и Казарина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».

Свою карьеру Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Для того, чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, Кузьма Сергеевич направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике Дультон.

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова.

В 1900 г. работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой. Окончил МУЖВЗ в 1905 году.

С 1905 по 1908 г. занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства».

В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства».

В советское время Петров-Водкин много работал как график и театральный художник.

Деятельность в театре начал в 1913 г. в театре Незлобина. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913), «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923, Ленинградский театр драмы им. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1935, Ленинградский театр драмы им. Пушкина).

Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием.

Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА. В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).

Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Творчество

Характер творчества

В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна».

Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям.

Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы.

Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты.

Эротизм в творчестве

Некоторые работы Петрова-Водкина были восприняты как содержащие эротизм. Одна из наиболее известных ранних работ — «Сон» (1910) изображает двух обнажённых женщин, которые пристально разглядывают обнаженного спящего мужчину.

Картина вызвала дискуссию среди художников и резкую критику в прессе.

В частности, она стала предметом спора между двумя знаменитыми художниками того времени: главным апологетом картины выступал Александр Бенуа, а наиболее резким критиком — Илья Репин.

Среди картин Петрова-Водкина присутствует немало изображений обнажённых мужчин. Однако, творчество художника невозможно сводить к гомоэротизму.

Работы находятся в собраниях

  • Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
  • Коллекция Дома-музея Максимилиана Волошина, Коктебель.
  • Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева

Годы жизни: 24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск–15 февраля 1939, Ленинград

Полезная информация

Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

  • 1909 год — доходный дом И. Б. Лидваль — Каменноостровский проспект, 1;
  • 1915—1924 — 18-я линия, 9, кв. 22;
  • конец 1927 — 02.1936 года — лицей — Детское Село, Комсомольская улица, 2;
  • 02.1936 — 15.02.1939 года — дом Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества работников искусств — Кировский проспект, 14, кв. 20.

Ученики

  • Аб Павел Ефимович (1902—1974)
  • Белаковская Виктория Марковна (1901—1965)
  • Горб Владимир Александрович (1903—1988)
  • Деблер Александр Адольфович (1908—1981)
  • Дормидонтов Николай Иванович (1898—1962)
  • Захарьян Рубен Агасьевич (1901—1993)
  • Лизак Израиль Львович (1905—1974)
  • Малагис Владимир Ильич (1902—1974)
  • Приселков Сергей Васильевич (1892—1959)
  • Прошкин Анатолий Николаевич (1907—1986)
  • Прошкин Виктор Николаевич (1906—1983)
  • Самохвалова Александр Николаевич (1894—1971)
  • Фролова-Багреева Лидия Фёдоровна (1907—1997)
  • Шмидт Александр Владимирович (1911—1987)

Живописные работы

  • «Берег», 1908, ГРМ;
  • «Купание красного коня», 1912, ГТГ;
  • «Автопортрет», 1918;
  • «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920, ГТГ;
  • «После боя», 1923, Центральный музей Советской Армии, Москва;
  • портрет А. А. Ахматовой, 1922;
  • «Девушка в сарафане», 1928;
  • «Мать», 1915

Сочинения

  • Поездка в Африку // «На рассвете», вып. 1, Казань, 1910 (путевые очерки)
  • Аойя. Приключения Ан­дрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле, 1914 (фантастическая повесть для детей)
  • Самаркандия, 1923 (переиздана — Л., 1970)
  • «Моя повесть» (1-я часть, «Хлыновск», 1930; 2-я часть, «Пространство Эвклида», 1932)