Яков Васильевич Мамин

Яков Васильевич Мамин сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе.

Табличка трактора
pinterest button
  • Исторический период XX в.

Мамин, Яков Васильевич — русский механик, изобретатель в области дизелестроения и тракторостроения, создатель двигателя “Русский дизель” (1906) и трактора “Русский трактор” (1910).

Биография

Родился в крестьянской семье тогда ещё села Балаково.

Окончив приходскую школу, поступил в ученики к кустарю-лудильщику, затем в мастерскую Ф.А. Блинова — изобретателя первого русского гусеничного трактора с паровым двигателем.

В 1937 г. Мамин приехал в Челябинск, работал в институте механизации сельского хозяйства (ЧИМЭСХ) научным сотрудником (сначала на кафедре теплотехники, затем на кафедре тракторов и автомобилей).

Скончался в 1955 году в Челябинске.

Изобретения

Изобрел двулемешный плуг, за что получил малую серебряную медаль на выставке в Саратове в 1893 г., пожарный насос, за что и получил медаль и приз 300 рублей на выставке в Пензе.

Открыл свою мастерскую. Усовершенствовал паровой двигатель трактора Блинова. Стал изобретателем 1-го в мире бескомпрессорного двигателя высокого сжатия, работающего на тяжелом топливе (нефть), названный “Русский дизель” (1906 г.), на базе которого им же был создан колесный трактор “Карлик” (1910 г.), известный затем как “Русский трактор”.

В 1915 г. создал новый трактор “Гном” (в 1917 г. пошел в производство). На заводе “Возрождение” Яков Васильевич приступил к серийному выпуску тракторов и двигателей.

В 1921 г. испытывал электроплуг с меньшим весом на полях Тимирязевской академии.

В 1924 г. успешно прошли испытания трактора “Карлик”(построенного на заводе “Возрождение” в Марксштадте) на опытных полях сельско-хозяйственной академии им. К. А. Тимирязева. Профессор В. П. Горячкин одобрил изобретение как простейший тип сельско-хозяйственного трактора.

Трактор “Карлик” выпускался на заводе “Возрождение” в Марксштадте с 1924 по 1928 год. Мамин продолжал совершенствовать двухтактный газовый двигатель марки ЧИМЭСХ, работающий на разных видах топлива, в том числе и на соломе.

Создал модель газогенератора, также работающего на соломе (1939), изобрел работомер для механического учета и контроля работы трактора.

Мамин был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1954), медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”, золотой и бронзовой медалями ВСХВ (1955).

Годы жизни: 3 ноября 1873–9 августа 1955