Здание управления РУЖД

Огромное для своего времени здание Управления железной дороги и сейчас вполне справляется со своей функцией.

Построенное в эпоху эклектики с использованием классицистических форм, оно и в начале ХХI века сохранило свой архитектурный облик. Управление дороги является градостроительной доминантой Музейной площади.

Управление имеет два основных входа — со стороны Музейной площади и со стороны улицы Московской, но главным фасадом все же считается юго-восточный, обращенный на собор. Современное цветовое решение фасадов соответствует первоначальному замыслу контраста между красным цветом стен и белым декором.

Дорога также имела железнодорожные мастерские в Козлове, Саратове (ныне завод «Энергомаш»[8]), Тамбове, Ртищево, Аткарске, Покровской Слободе; 4 нефтехранилища; паромную переправу (у Саратова); собственную флотилию, включавшую в себя ледокол, паромы, баржи, плавучие элеваторы и пароходы;

На месте разобранной постройки саратовское купечество вознамерилось возвести каменный Гостиный двор, который бы не уступал другим губернским городам. Разработку проекта поручили Василию Ивановичу Суранову, выпускнику Петербургской академии художеств, назначенному в 1805 году саратовским губернским архитектором.

В 1815 г. проект Гостиного двора был готов и отправлен на согласование в Петербург. Оттуда затребовали изображение фасада со стороны Троицкого собора, затем еще одну бумагу, потом еще. И только спустя два года началось строительство.

Возведенный вскоре двухэтажный Гостиный двор представлял собой длинное каре торговых помещений, объединенных обходной наружной галереей. Со стороны собора комплекс украшал портик с колоннами и треугольным фронтоном. Местные газеты того времени отмечали, что “в этих двухъярусных галереях, уверенно очерченных полуциркульных арках запечатлена целая эпоха”.

Но Гостиному двору не суждено было дожить даже до эпохи революционных перемен.

В начале XX века это крупное сооружение сломали до основания. На его месте по проекту архитектора А.М. Салько в 1907-14 гг. стали строить дом для размещения Управления Рязано-Уральской железной дороги.

Новое огромное многоэтажное здание с эклектическими фасадами во многом копировало здание в Петербурге на Екатериногофском проспекте и резко выделяло площадь из окружающей застройки.

Не будем сейчас выяснять насколько прав был корреспондент «Саратовского вестника», который писал: “Это самое грандиозное здание в Саратове действительно в стиле “салькоко”... хуже холерных бараков. Это нелепая пятиэтажная глыба кирпича”... “Казарма в стиле “салькоко” совсем задавила старый собор которому никто не откажет в прелести строения”. Корреспондент обвинял огромное эклектичное здание в том, что оно бесцеремонно вторглось в сложившийся в эпоху классицизма городской ансамбль, разрушило его продуманный масштаб.

Справедливости ради стоит отметить, что комплекс Управления, с его корректными и представительными фасадами, удобными и целесообразными интерьерами, уютным двориком, доказал как зрелость мастерства зодчего, так и большие возможности стиля. Фасады, тонко изукрашенные фигурной кирпичной кладкой, совсем не монотонны. Соблюдена манера, подчиняющая частное общей композиции: ритм стены диктуют крупные угловые башенки, широкие зеркала окон, балконы, ризалиты.

Огромная плоскость фасада, принадлежавшего площади, ни в коей мере не довлеет над ней, а (опять в силу присущей большинству построек эклектики равнозначности) образует, по аналогии с театральной декорацией, своеобразный «задник», фон, нарядный и нейтральный одновременно, как для Троицкого собора, так и для всего интерьера площади, для зданий, сквера.

Помогает восприятию и двухцветная окраска фасадов. И еще одно нужно констатировать: обладало по тем временам многими инженерными и техническими достоинствами и исправно служит все это время по прямому назначению.

Полезная информация

Управление Приволжской железной дорогой

Адрес и контакты

Саратов, Московская ул. 8.

Приволжская (Рязано-Уральская) железная дорога является одной из старейших в России. В 2011 году дороге исполнилось 140 лет.