Саратовская агломерация

Саратовская  агломерация имеет численность населения около 1,15—1,2 млн. человек и в ней проживает более 40% населения Саратовской области

Мост, соединяющий Саратов и Энгельс
pinterest button

Характиризуется значительной долей второго города в агломерации (Энгельс).

Является одним из межрегиональных центров социально-экономического развития и притяжения Поволжья, уступая другим поволжским агломерациям-миллионерам по размеру и развитию. В советское время планировалось, что население Саратова достигнет миллиона жителей, однако этого до сих пор не произошло.

Саратовско-Энгельсская агломерация (показана зелёной штриховкой) на Схеме расселения Саратовской области, входящей в состав Схемы территориального планирования Саратовской области.
pinterest button Саратовско-Энгельсская агломерация (показана зелёной штриховкой) на Схеме расселения Саратовской области, входящей в состав Схемы территориального планирования Саратовской области. Гипрогор, CC BY-SA 3.0

В состав агломерации включаются города Саратов (840 тыс. человек), Энгельс (202 тыс. человек), посёлки Приволжский (34 тыс. человек), Соколовый, Красный Октябрь, Красный Текстильщик, сёла Пристанное, Усть-Курдюм. Некоторыми исследователями в состав саратовской агломерации включаются Татищево, Красноармейск и Маркс.

Объединение Саратова и Энгельса

Идея слияния Саратова и Энгельса была предложена в начале 1980-х годов. Как рабочее название будущего города-миллионера рассматривалось название «Чернышевск». Тогда она имела ряд преимуществ: население новообразованного города превысило бы миллион человек, что дало бы право на повышенные нормы снабжения товарами и строительство метрополитена. Однако, эта идея так и не была реализована.

В постсоветское время, в связи с упразднением плановой экономики, эти нормативные выгоды формально утеряны, и преимущества объединения для многих неочевидны, однако вопрос был поставлен вновь. В то же время, есть менее радикальные предложения укрупнить Саратов до статуса города-миллионера без включения Энгельса .

Мост, соединяющий Саратов и Энгельс
pinterest button Мост, соединяющий Саратов и Энгельс   OWK, GNU 1.2

По словам одного из вдохновителей этой идеи, Александра Сидоренко, и в настоящее время «города-миллионники финансируются по-другому» (например, на дорожное строительство), а крупные транснациональные и федеральные торговые, сервисные и девелоперские отдают им первоочередное предпочтение. Кроме того, по его словам, удачное переименование Саратова с Энгельсом (например, в «Гагарин») также обеспечит городу приток инвестиций, а также туристический и строительный бум.

Современными инициаторами изначально объединённый город планировалось назвать Саратов, Энгельс или Покровск (дореволюционное название Энгельса), однако затем были предложены названия «Волжск», «Чернышевск», «Гагарин» или «Путин» (при этом населённые пункты с первыми тремя названиями уже существуют). Хотя некоторые деятели активно поддерживали последний вариант, против него также активно выступили различные силы, вплоть до духовенства, и более приемлемым названием часто стал называться «Гагарин».

20 декабря 2007 г. депутатами Саратовской думы было отклонено предложение о проведении референдума по вопросу объединения Саратова и Энгельса. Причиной послужило то, что в вопросе референдума было заложено, по сути дела, два вопроса: об объединении и названии, в то время как вопрос должен быть поставлен так, чтобы ответом на него могли быть слова «да» и «нет».

Идею объединения не одобряют власти Энгельса, статус которых в таком случае будет понижен до районного.

В настоящее время города имеют общую инфраструктуру: общими являются энергосети, информационные и оптоволоконные линии, дамбы, общая окружная автодорога. До 2004 г. имелась общая троллейбусная система (разъединена она была из-за технических проблем). Кроме того, официальных карт Саратова и Энгельса в отдельности с 2001 года не выпускается.

21 августа 2013 г. на сайте Российской общественной инициативы запущено голосование за объединение городов Саратова и Энгельса.